В дошкольном возрасте основным источником развития является игра – она занимает основную часть времени. А в школе развитие личности и познавательной сферы происходит у детей в учебной деятельности. Учёба - это первая продуктивная деятельность ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок не просто посещал школу, но и научился быть активным в учении. Чтобы это произошло, необходимы определённые шаги, которые должен сделать сам ребёнок или с помощью взрослых.
Первый шаг на пути формирования учебной активности – освоение позиции школьника. Что она в себя включает? Первое – это умение слышать учителя, выполнять инструкции и принимать правила урока. Ребёнок учится этому умению в первые месяцы школьной жизни.
Второй компонент позиции ученика – это стремление справляться с учебными трудностями, желание и старание всеми силами выполнить тяжёлое задание, даже если придётся просить помощи у взрослого или пробовать несколько раз.
Третий компонент позиции школьника – это умение не только отвечать, но и выслушивать других. Важно умение слушать то, что скажет одноклассник, иначе материал урока будет восприниматься с большим трудом.
Фундаментом формирования позиции школьника являются особенности взаимодействия с ребёнком в семье до школы. Оптимально такое взаимодействие в семье, которое обеспечивает баланс между необходимостью приспосабливаться к требованиям и правилам взрослых и возможностью открыто заявлять о своих желаниях, т.е. между « надо» и «хочу». К примеру, когда дошкольник хочет играть, покупать новые игрушки или есть сладости, то это нормально, если вместе с тем он будет самостоятельно одеваться, убирать свои вещи, ложиться спать вовремя и помогать взрослым. Посмотрите внимательно на своего ребёнка: чего у него больше – «хочу» или «надо»? А может быть, уже есть баланс?
Следующий шаг в формировании учебной активности – волевое развитие. В старшем дошкольном возрасте ребёнок начинает брать на себя обязанности и действует из сознания необходимости довести дело до конца. Необходимо развивать не абстрактную « силу воли», а конкретные компоненты воли. Важно. Чтобы ребёнок сам захотел иметь сильную волю и узнал, в каких конкретных действиях она проявляется, например. Не выкрикивать на уроках, а ждать, пока спросят, и т.п.
Важно помнить, что если взрослый говорит «нельзя», но ребёнок продолжает выполнять запрещаемое действие, а после слов «надо делать уроки» убегает, и невыполнение требований остаётся для него без последствий - нужный стереотип волевого поведения не вырабатывается.
Второй компонент воли – это умение совершать волевое усилие, мобилизовываться в трудной ситуации, доводить дело до конца. И формируется это умение с помощью взрослых именно в первом классе. Детям этот процесс даётся непросто, потому что они не воспринимают школу как место, где нужно преодолевать трудности.
В жизни встречаются две воспитательные крайности, и каждая таит в себе опасность. Первая заключается в том. Что ребёнка изнеживают, расслабляют его волю, избавляя от необходимости прилагать любые усилия. Между тем, готовность к применению усилий, чтобы достичь результата – совершенно необходима в жизни и к ней нужно приучать. Когда дело совершенно непривычное. Оно кажется непосильным, и лишь привычка облегчает его выполнение. Другая, тоже не малая опасность заключается в перегрузке детей слишком трудоёмкими заданиями. Обычно они не выполняются, и создаётся привычка бросать начатое , а для развития воли нет ничего хуже. Для выработки сильной воли первое и основное правило - доводить начатое дело до конца. |